1 цикл - "Освоение пространства яви"
Второе занятие.
I. Краткий повтор и проверка домашних заданий.
В каждом из нас присутствует целостная Природа, которую мы условно обозначаем - Хозяин. Хозяин - это то, что находится у нас внутри, а наша личность по отношению к Хозяину представляет собой как бы упаковку, оболочку, в которую он "запакован". Если мы включаем в этой оболочке хозяйское ощущение, если мы себя объявляем Хозяином, мы тем самым снимаем, нейтрализуем противоречия, разделяющие нас со средой, с окружающими обстоятельствами, потому что своим заявлением мы побуждаем всё вокруг тоже открыть в себе Хозяина. А Хозяин с Хозяином договорится мгновенно, т.к. это одна инстанция, одна рука для всех "пальцев", для всех личностей.
Сейчас мы попробуем выяснить, что происходило в вашей жизни, когда вы объявляли себя Хозяевами в тех или иных обстоятельствах.
(Рассказы группы, комментарии Бурлана).
БУРЛАН. Итак, друзья, прошла неделя с того дня, когда мы с вами впервые занялись практическим симоронством. Вы должны были проникнуть вовнутрь личностной оболочки, обнаружить в себе Хозяина, стать на его позицию и действовать во всех обстоятельствах своей жизни от его имени. Конечно, времени не так уж много, чтобы делать далеко идущие выводы… Тем не менее, успехи в применении системы уже наверняка есть. Я говорю об этом с уверенностью потому, что утверждение хозяйских имен - самая простая и, как вы убедитесь в последствии, самая эффективная техника восстановления, включения хозяйской инициативы, без которой не мог бы существовать наш мир. Из этой техники, собственно, вырастают все остальные симоронские приемы… Сейчас мы выясним, что происходило в вашей жизни, когда вы объявляли себя Хозяевами.
АНДРЕЙ. Мне было грустно дня три подряд… кисло, в общем, на душе. Причины не имеют значения… Напиться? Бесполезно, знаю по опыту: потом еще хуже будет… Словом, выхода не было, занялся Симороном. Смотрю на свою жену - не я, точно… По всем параметрам не я. До такой степени не я, что… И тут я вспомнил, что это надо как-то назвать. В голове почему-то шевельнулось: "Рыба"… Наверное, потому, что час назад во дворе с соседями козла в домино забивал, рыбу сделал… Громко так говорю: "Я - Хозяин Рыба".. Жена спрашивает: кто, кто?.. "Рыба, конечно. Хозяин я!" Махнула на меня, ушла стирать… А я обрадовался, достал с антресоли сеть, с которой тесть контрабандничать ходил, обмотался, кружусь по квартире: "Я Хозяин, зовут меня Рыба!" Дети хохочут, скачут тоже… В общем, настроение - как в сказке, все у меня изменилось. И до сего дня так… Я жене в подарок пылесос мощный купил, она давно мечтала. Очень мне захотелось…
БУРЛАН. Обращаю ваше внимание, Хозяева, на вот этот последний факт. С чего началось у Андрея? С депрессии. Чем закончилось? Не только выходом из этого состояния, но и покупкой пылесоса - событием, которое логически никак не вытекает из предыдущих его действий. Но в том-то и дело, что логике с подлинным творчеством не по пути… Хозяин Рыба знает и может больше, чем сосуд по имени Андрей, в котором Рыба помещается.
ГАЛИНА. Я заболела гриппом. Температура и все такое… Мама сразу таблетки, компрессы… А я смотрю на таблетку: не я. На врача, которого вызвали, - не я. На мордализацию свою в зеркале: противно смотреть, значит, не я… Потом надоело неякать, я и сказала: "Знаешь, кто я такая, мама? Я - Хозяйка Выбрали Губернатора." Дело в том, что в газете мне попались такие слова. Ну, я и сделала из них, как вы учили, хозяйское имя… Правильно?
БУРЛАН. Сейчас узнаем, правильно или нет… Что было дальше?
ГАЛИНА. Дальше - часа два, не меньше, распевала себе: "Я Хозяйка Выбрали Губернатора…" И стучала при этом в такт ложечкой по стакану. Уснула, а к утру - здоровая, как бык. Никаких следов. Хотя обычно я с гриппами валялась по две недели.
БУРЛАН. Грипп - это тара, в которую вы, Хозяйка, себя поместили. Миряне борются со своей тарой, как Дон-Кихот с мельницей: это называется у них решением проблем. Затратив на борьбу усилия, проблему можно отодвинуть, но не убрать. Вот почему, освободившись от болезни один раз, человек через некоторое время вновь заболевает… Ваше же выздоровление объясняется тем, что вы вышли за пределы ограниченного сознания, которое создало условия для болезни, а стало быть - и саму болезнь. Объявляя себя Хозяйкой, вы как бы вычеркнули программу заболевания, убрали соответствующую упаковку…
ОКСАНА. Она заменила ее новой упаковкой - теперь она должна выбирать губернатора…
БУРЛАН. Губернатора, судя по ее сообщению, уже выбрали. Текстовое наполнение хозяйского имени не имеет смысла - это лишь обозначение Хозяина. В том-то и отличие этого имени от мирского, что последнее всегда наполнено каким-то особым содержанием, - есть даже целая отрасль исследователей, изучающих это явление.
МАРИЯ. Можно, я поделюсь… У меня с сыном - непримиримый конфликт. Совершенно со мной не считается, делает, что хочет… Нашел себе подругу, от которой последний бомж отказался бы. Я уж и так с ним, и этак… Бесполезно. Связался с какими-то рэкетирами. Хоть милицию вызывай… Но вот что случилось на днях. Приходит вечером, угрюмый. Под градусом, конечно… И - представьте себе - я, вместо того, чтобы напуститься на него, начинаю: не я, не я… Негромко, конечно. И как-то спокойно вдруг стало... Потом так же тихо: "Я - Хозяйка 26", - это ему 26 лет. Раз сто, наверное, проговорила. И еще на картонке написала, на груди у себя повесила: "26". Вышел он на кухню, посмотрел на меня… И засмеялся вдруг! Я уже года два улыбки на нем не видела… Сели мы чай пить, поговорили… Рассказал он, как ему трудно жить, вспомнил, как мы с ним в детстве в цирк ходили… Договорились: он берет билеты, в воскресенье идем в цирк… До сих пор не верю, что это случилось.
ВАЛЕНТИНА. А я, наверное, бестолковая, ничего у меня не получается… Не могу найти работу, хожу и утверждаю: тот, кто не помогает мне устроиться, - не я! Богач, который имеет три машины, - не я! Муж, бросивший меня, - не я!
БУРЛАН. Хорошо, кто же тогда вы?
ВАЛЕНТИНА. Не знаю… Неудачница я.
БУРЛАН. Боже, сколько ярлыков… Хозяин запрятан так, что даже кончика носа не видно. Ставки сделаны, игра идет… Проигрышная, выигрышная - какая разница! Богатые тоже плачут… Ваше "не я", Валентина, - это протест, нагромождение барьеров между собой и миром, утверждение этих барьеров. Таким способом вы не освободитесь, добьетесь еще худшего. Когда мы наблюдаем в ком-то качества, не сходные с нашими, мы снимаем эту несхожесть, ищем, что нас объединяет… Симоронское "не я" - это в конечном счете "Я"! Поймите это - и у вас многое начнет меняться в жизни..
ДАНИИЛ. Я работаю в научно-производственном объединении. Денег нам не платят, зарплату выдают продукцией: машинками для стрижки волос. Приходится идти на базар, торговать ими… А на базаре - свои условия, правила, трудно вписаться. Я - смирный человек, но один раз запустил-таки машинкой в физиономию одному… Милиция сообщила администрации, приказом директора меня лишили квартальной премии. Правда, никто не получал ее уже года три, но все же… Я демонстративно не вышел на работу. Ну и началось… А позавчера я нашел хозяйское имя - "Лонжерон". Надел китайский свой халат, прицепил к нему елочные бубенцы, на голове - старый абажур. В таком виде появился у себя в институте. Все, естественно, сбежались,. скорую помощь хотели вызвать… А я танцую и пою: "Я Хозяин Лонжерон, мой папаша - фараон…" Самое интересное, что первым к этому шоу присоединился директор. Внезапно он выплыл из кабинета, держа в зубах мухобойку, как кинжал, и приплясывая лезгинку… Что началось потом - трудно передать… Вечером, после рабочего дня все остались, обсуждали, как дальше жить. Родилось несколько интересных идей, может, мы изменим профиль, направление нашего производства… Директор очень меня благодарил, сказал, что я напомнил ему кавээновскую юность.
ЛЮДМИЛА. С тех пор, как я регулярно стала "неякать" по отношению ко всем людям, животным, вещам, - у меня все изменилось. Я наполнена жизненной энергией до краев, даже спать не хочется. Появилась активность, которой раньше у меня никогда не было… Друзья меня не узнают.
БУРЛАН. Мой вам совет: чтобы удержать это состояние, не ограничивайтесь "неяканьем", закрепите его хозяйским именем. Иначе через некоторое время может произойти спад, возвращение к прежнему, привычному. Хотя и к хозяйскому имени можно привыкнуть, сделать из него новую оболочку. Поэтому мы и рекомендуем менять имена и образы по первому побуждению.
ЕЛЕНА. Я часто страдаю головными болями, это уже хроника. Без сложных таблеток не мыслю себя: в сумочке, на кухне, в ящике стола на работе… На второй день после первого симоронского занятия чувствую - начинается приступ. Я ему говорю: не я… То есть приступу. И много раз: не я, не я…
БУРЛАН. Не воинственно?
ЕЛЕНА. Нет, я не умею воинственно. Просто я поняла, что эта головная боль - не подлинное во мне, второстепенное, что она не выражает мою суть… Представьте, через какое-то время отпустило. Тогда сразу же назвалась: "Хозяйка Леокадия Ивановна". Это так мою сотрудницу зовут, которая мимо в это время проходила. И - талдычу целый час: "Я Леокадия Ивановна, Леокадия Ивановна…" Мало того, что боль не разгорелась, не вернулась до сего дня, - с сотрудницей этой произошли чудеса: нашелся автомобиль, который у нее два месяца назад угнали… Это как-то связано?
БУРЛАН. Могу сказать одно: тот, кто находится рядом с пробуждающимся Хозяином, по резонансу пробуждается и сам. Вы дали повод своей сотруднице, использовав в качестве хозяйского имени ее мирское.
СЕРГЕЙ. Значит ли это, что таким способом можно помогать своим близким? Скажем, я хочу, чтобы моя жена выздоровела… Беру ее имя - Таня - и делаю его своим хозяйским.
БУРЛАН. Боюсь, ничего не выйдет. В данном случае вы намеренно перелицевались бы, в этом проявился бы ваш оболочный интерес. То есть вы не открыли бы в себе Хозяина, а еще больше закрыли… К работающему хозяйскому имени можно выйти, убрав свои оболочки, свою заинтересованность. Это происходит неожиданно: никогда нельзя предсказать, каким именем назовешься…
СЕРГЕЙ. Из этого следует, что чем больше я стараюсь кому-то помочь…
БУРЛАН. …тем больше вы ему мешаете. Мешаете обнажению в нем Природы, живой силы, которая, наверное, нашла бы лучший способ, нежели вы.
ВАЛЕНТИНА. Зачем же тогда нужны врачи? И вообще все, кто по долгу профессии
участвует в нашей жизни?
БУРЛАН. Если они участвуют как Хозяева - все в порядке. Если же благодаря им вы наматываете на себя новый слой упаковок…
НАТАЛЬЯ. Уже неделю я не знаю проблем с транспортом. Автобус приходит вовремя, я никуда не опаздываю. А раньше - часами можно было ждать… Как это объяснить?
БУРЛАН. Вот и я спрашиваю: как?
НАТАЛЬЯ. Не знаю…Конечно, я "неякаю", у меня есть имя - "Хозяйка Рыжий Заяц"… Но откуда автобус знает, что я - Рыжий Заяц?
БУРЛАН. Помните образ - рука и пальцы на ней? Все пальцы связаны друг с другом через руку. Если один говорит: "Я - рука", - другие не могут не прислушаться… Вы со своим автобусом, очевидно, успели "сродниться" в прежнее время. Вы с ним - как пальцы на одной руке…
НАТАЛЬЯ. С автобусом или водителем?
БУРЛАН. В этом сами разберитесь.
НИНА. Благодаря тому, что целую неделю я работала со своими больными ногами, можно сказать, что я исцелила их. Во всяком случае, в помине нет того, что было… Хотите, покажу? (Лихо пританцовывает.) Учтите, я давно уже забыла, что такое - танцевать…
СЕРГЕЙ. Как вы работали?
НИНА. Так же, как все. Не я, не я, не я, потом - "Я Хозяйка Иссимена", - такое название мне пришло. Правда, вначале ничего не получилось, ноги продолжали болеть… Я - другое имя беру: "Хозяйка Гусь", - опять без толку. Третье имя: "Мариклава"… Решила уже оставить все… Но подумала: что-то я не так делаю. И, кажется, догадалась: я очень хотела, чтобы ножкам стало полегче. То есть я как личность присутствовала в этих своих действиях, перекрывала собой Хозяйку. Тогда начала все сначала… Поймала момент внутренней пустоты, о котором нам говорили, внедрилась в него первым звуком, который пришел в голову: "Гариса"… И повторяла его, не задумываясь, не останавливаясь, миллион раз…
БУРЛАН. Я бы хотел чуть-чуть поправить вас. Вы говорили об исцелении… Точнее будет сказать, что вы нашли в своем теле здоровье, которое жило там, пребывало, но вы не выпускали его наружу. А как только выпустили - болезнь сама по себе отступила, не выдержав конкуренции. Вот это - по-симоронски.
БОРИС. Хозяйка говорила о смене имен. У меня тоже кавардак был с разными именами. Я хронически устаю, постоянно разбит… А ведь надо как-то функционировать - у меня семья, масса дел… Нашел удачное слово: "Хозяин Паровоз", - все было прекрасно, появилась работоспособность, энергия… Вдруг замечаю - опять дохлость… Поработал с именем "Кика-Мика" - ожил… Но ненадолго, вновь навалилась усталость. И так сто раз… Приходится все время искать новые имена. Почему так?
БУРЛАН. Потому что подсознательно ждете, что вот-вот "чудо" закончится, включаете старую, наработанную оболочку. Но - ничего страшного, это естественный процесс становления Хозяина. Не цепляйтесь за то или иное имя, отпускайте его спокойно… Хозяин - это не статика, а бесконечное движение, обновление. Можно сосуществовать достаточно долго с одним образом, а можно - тасовать хозяйские лики, как карты в колоде. Главное - качественный результат.
Подведем маленький итог. Как и следовало ожидать, ваши рассказы свидетельствуют, что у многих началась полоса изменений - в связи с объявлением себя Хозяевами. Почему это происходит? Хозяин показывает, что все то, к чему мы стремимся и чего пытаемся достичь, уже есть в нашей жизни, в нашей Природе, что оно находится у нас внутри, рядом с нами, перед нами, - но приблизиться к нему нам мешают оболочки. Они сползают, как шелуха, как только мы провозглашаем свое хозяйское имя, и тогда оказывается, что мы с вами богаты, здоровы и счастливы…
Важно лишь не потерять крупицу первого успеха, не сойти с достигнутой ступеньки, - иначе все придется начинать заново. Как у древнегреческого Сизифа, который никак не мог вкатить свой камень на гору… Найти на дороге пятак - это еще не значит, что ты стал миллионером. Но это не значит, что ты не можешь им стать. Лиха беда начало…
2. Утверждение себя в качестве Хозяев.
Хозяин выделяет себя именем, облачением, атрибутами (звучащими в том числе), соответствующими этому имени. Продемонстрируйте, как вы выглядите и как звучите в качестве Хозяев.
(Все поднимают свои хозяйские атрибуты, звучит оркестр детских пищалок, свирелей, гармошек, барабанов, мяукающих и тявкающих игрушек.)
Теперь утвердим желающих в их Хозяйском обозначении (не только имя, но и полный облик).
Чтобы вы почувствовали себя в хозяйской роли увереннее, убедительнее, мы создадим сейчас фон поддержки Хозяев. Предполагается, что каждый раз, когда вы заявляете о себе: "Я Хозяин (такой-то)", весь мир отвечает вам согласием, созвучием, потому что этим заявлением вы
пробуждаете и в своем окружении Хозяев... И они как бы вторят вам: "Да!" Вот такой фон поддержки мы сейчас выработаем.
Итак, сюда выйдет доброволец и заявит о себе - текстом, облачением своим, атрибутами, музыкальными инструментами: "Я Хозяин...". Группа будет подтверждать это заявление: "Ты Хозяин..." Причем, вышедший провозглашает свое утверждение столько раз, сколько необходимо, чтобы наполниться индивидуальным ощущением Целостности, Гармонии, снятия личностных, оболочных черт. После этого "взлета" опыт заканчивается, Хозяин благодарит группу и ему на смену выходит следующий...
(Группа работает.)
И - на закуску - половина группы выйдет сюда со своими хозяйскими атрибутами, заявит о себе движением, звучанием, а вторая половина в ответ поддержит выступающих ансамблем своих музыкальных, шумовых инструментов, возгласами и т.д. Все будут столько раз звенеть, трещать, свистеть, т.е. заявлять о себе, сколько необходимо, чтобы при помощи коллег наполниться стопроцентным хозяйским ощущением.
(Выходит полгруппы "ряженых", демонстрируя свой необычный, забавный костюм, клоунский грим, буфонные атрибуты, провозглашая свое хозяйское имя - и текстом, и веселым звоном-треском-свистом... Вторая половина группы в ответ шумно и радостно исполняет свою симфонию-какофонию...
Напоминаю: когда вы демонстрируете свои внешние новые атрибуты, вы должны соответственно меняться и внутренне: другая походка, выражение лица и т.д.
Чем свободнее, динамичнее будем мы менять хозяйские имена, облики, аксессуары, тем быстрее обнаружим в себе ощущение Хозяина, где нет индивидуальных различий, где все оболочные следы исчезли, и осталось одно Целостное гармоническое "Я".
Вы играете в это везде, где находитесь, все более утверждая себя как Хозяина, не обращая внимания на реакцию окружающих, не думая о том, что это несерьезно. И слава богу, что несерьезно! Эта буффонада - способ сбросить с себя мирскую капитальность, озабоченность и т.п. И только в этом случае начнутся чудеса в нашей жизни, и она повернется к нам лучшей своей стороной.
3. Театр одной куклы.
Итак, вы ощутили на себе волшебство преображения в Хозяина, не являетесь более частными лицами - этакими чемоданами с наклейками-ярлыками, каковыми предстали передо мной несколько дней назад? Отлично!
Но… где же тогда названные чемоданы? Где скромные законопослушные граждане, отважившиеся на штурм Симорона? Ау!..
Впрочем, пропажа ощутима не только с вашей стороны. Куда девался Петр (девалась Петра)? Ведь перед вами сейчас - я, Хозяин, а это явление, как мы с вами понимаем, ничего общего с личностью не имеет…
Произведем розыск, поищем… В карманах, за пазухой, в сумке… Ага, вот ты куда, голубонька, зарылась! Посмотрите на нее - похожа? Как две капли воды, говорите? Значит, это она, упаковочка! Сейчас я надену ее на себя… ну, хотя бы на руку свою. Так, все на своих местах: рука-режиссер внутри, управляемый ею лицедей - снаружи. Кукла. Обыкновенная перчаточная кукла, с ручками-ножками, копия Бурлана… Шевелится, кланяется, посылает воздушные поцелуи. Хотите услышать ее голос? Пожалуйста, кукловоду ничего не стоит озвучить свое детище:
- Здравствуйте! Как видите, волос на голове у меня мало... есть некоторая компенсация на лице. Кроме того, я весь из себя такой глубокомысленный, солидный, академического вида... Мне бы мантию еще надеть, занять бы
соответствующее положение... где-нибудь в парламенте...
Или, скажем, такой вариант:
- Прриветствую вас! Что вам продемонстрировать? Танец? Пожалуйста: тра-
ля-ля, тра-ля-ля… Показать, как я ем? Дайте-ка ложечку… Быстро, без
задержки - ам! Не люблю тягомотины… Могу на голове постоять - оппа!
Итак, четко разделены я-Хозяин и я-личность. Реальность - и маска на лике реальности. Не перепутаешь. Совершенно очевидно, за кем первое слово. Теперь работа пойдет проще…
Для того, чтобы что-то осознанно сотворить, совершить в мире от имени Хозяина, нужно рассмотреть, что я, Хозяин, умею делать вообще и как я это делаю. Каков, так сказать, мой индивидуальный творческий почерк. Познавая сие, я автоматически корректирую все, что написано этим почерком : оно не может уже оставаться в той редакции, в какой Хозяин не проявлен стопроцентно. То есть ничего специально не предпринимая, я изменяю обстоятельства бытия своей личности в лучшую сторону.
Эту операцию я начну с изучения себя-куклы, бесстрастного наблюдения за разными аспектами ее повседневного существования - без осуждения, без критики и без одобрения...
Кукла, участвуя в разных житейских спектаклях, пытается распутать свои драматические узелки: болезни, тревоги, печали, сомнения. Так вот, как только я замечу, что у нее появляется такая потребность, я немедленно использую эту ситуацию для своего хозяйского исследования. Не давнюю какую-то историю, не вчерашние приключения личности - злободневную, свежую ее занозу. (В скобках замечу, что любая текущая проблема вбирает в себя истоки, из которых она выросла; поэтому в Симороне предпочитают заниматься настоящим, а не копаться в ушедшем.).
Подхватив болевую тему куклы до того, как она успеет развиться в жизненный спектакль, я подробно проговорю-проиграю вслух вероятный сюжет, сценарий этого спектакля. Вероятный сценарий - это означает, что я не привнесу в него никаких "украшающих" элементов, не подкреплю его никакими личностными пожеланиями, не умалю неодобрением или осуждением… Объктивно-беспристрастный рассказ - не более. Если качественно поставить его в своем кукольном театре, будет ли необходимость повторять премьеру на большой сцене? Хозяину это скучно - повтора однозначно не будет! Пожар угаснет, не разгоревшись.
Единственное технологическое условие: на первых порах я играю с теми событиями, в которых непосредственно задействована только моя кукла, - все остальные персонажи, если возникает необходимость их включения, проходят пока в сюжете как бы фоном.
Итак, я беру то, что сейчас занимает мою личность. Что же вам показать? Вроде, проблем у меня в настоящее время нет… ладно, придумаю что-нибудь:
- Она, кукла эта бурлановская, понимаете ли, хочет накушаться грибов… Вот просто стонет: дайте ей грибов - и все тут! Шныряет по рынкам, шарит по корзинкам-лукошкам… Бегает по окрестным лесам в поисках рыжиков и лисичек… И не может найти, что ей надо. И страдает от этого, и ночами не спит, и звонит друзьям в 3 часа ночи: грибов жажду!..
В какой момент нужно поставить точку? В момент известного вам ощущения достаточности, когда не хочется далее продолжать. Все, сюжет естественно исчерпался, сам по себе закончился, дорисовался…
Вы заметили, друзья, что я говорю о кукле в третьем лице? Надеюсь, догадываетесь, почему? Конечно: она ведь не я - она внешний по отношению ко мне, Хозяину, объект. Кроме того, я не просто говорю - вожу куклу: она двигает ручками-ножками, изображает рассказываемое… Все это - обязательный антураж работы с куклой, если вы хотите добиться в этой работе успеха.
Итак, Хозяин поведал и показал какую-то актуальную сцену из жизненного спектакля
Бурлана. Что после этого происходит? Одно из двух: либо у куклы пропадает желание искать грибы - и она тратит свое время более продуктивно, либо, если грибы эти ей по-хозяйски показаны, она найдет их без малейших усилий. Проблема снята, исчерпана, так и не разгулявшись
по шаблону… Завтра? Завтра, конечно, у Бурлана может возникнуть другая кукольная задача - я тут же, не задерживаясь, не погружаясь в переживание, переиграю и ее... Ко мне, Хозяину, не успевает ничего прилипнуть, структурно оформиться, запаковать меня - все это не мое, оно принадлежит не мне, а кукле! Так я шаг за шагом распотрошу и сброшу свои заслоняющие оболочки.
В результате этой операции, как и в игре "НЕ-Я", происходит самовосстановление Хозяина. Так что можно для этой цели пользоваться и новым способом: отыграть актуальный кукольный спектакль и в финале провозгласить, пропечатать свое хозяйское имя, найденное "под занавес"…
Теперь продемонстрируйте ваши куколки.
(Показ кукол.)
Просто красавцы!
Наденьте куколку на руку: указательный палец - в трубку, два других - в рукава рубашки. Возьмите какой-либо эпизод из своей нехозяйской жизни - текущую, сегодняшнюю проблему: скажем, что-нибудь болит, что-то вас беспокоит, огорчает, заставляет искать решение…
Изобразите это при помощи куклы, помня, что ваш спектакль - моноспектакль, где другим героям с их заботами места пока нет.
(Инсценизация при помощи кукол актуальных проблем.)
Вы заметили, что по мере ваших рассказов ситуация теряла остроту, значимость - как бы сама по себе разряжалась? Проделав подобную работу энное количество раз - по мере возникновения своих кукольных сюжетов, мы обнаруживаем, что все больше и больше утверждаемся в статусе Хозяина, что личность ваша все более от вас "отклеивается", а ассортимент ее тревог - неизменно тает.
Обязательно ли работать с вещественной куклой? Может быть, достаточно ее вообразить, заменить своим отражением в зеркале, своей фотографией?.. Я рекомендую все же предметную, конкретную куклу. Причины? Первая. Кукла создается вами, вашими руками. Значит, вы моделируете процесс, который осуществляла Природа, когда она лепила вот эту вашу личность. Вы психологически и физически восстанавливаете в себе автора, Хозяина. Понимаете, как это важно!
Вторая причина. Кукла начинает жить самостоятельной жизнью. Вы смотрите на нее со стороны и, когда рассказываете о ней, все более отдаляете пространственно от себя, Хозяина, личностную упаковку, привыкаете уже не привязывать себя ко всему этому. А когда это делается условно, умозрительно - граница очень мало ощутима. Очень трудно себя от себя отсоединить. Что касается работы через зеркало... Кого вы наблюдаете там - Хозяина? Или личность? Кто есть кто? Все перепутано... И попробуйте поиграть со своим отражением так же, как с материальной куклой!
И третья причина. Когда мы изготавливаем куклу, мы не делаем ее фотографически точно. Мы понимаем, что это игрушка. И тем самым снимаем озабоченность, серьезность своего отношения к собственной персоне. Ведь до тех пор, пока эта озабоченность и самоуважение будут доминировать в наших жизненных практиках, мы никогда не сумеем справиться со своими проблемами. Мы будем сидеть в этой игротеке до скончания века, без конца прокручивая одну и ту же тему. А тут... можете ли вы всерьез сказать, что кукла - это и есть вы, биосоциальное явление, которое годами обстоятельно топтало планету, истрепав десятки пар обуви?.. Психотерапевтически вы врачуете себя, свою душу, свое существо, вырабатывая уверенность, что вам не придется более искушаться выполнением тех эфемерных игровых программ, в которых была завязана ваша личность. Вот причины, по которым я советую работать именно с куклой.
Иногда задают вопрос: можно ли переделать куклу? Или создать новую, если старая по каким-то причинам истрепалась, не подходит… Сколько угодно!.. Если это подлинно хозяйское
желание (а не недовольство куклы чем-то в себе), то оно осуществляется безоговорочно. Скажем, данная кукла технически не в состоянии выполнить требуемые движения, не соответствует ростом или цветом глаз… Меняем одну оболочку на другую - и все дела. Это воспитывает в нас ощущение необязательности любых оболочек. Важно освободить Хозяина от стремления беспрестанно погружаться, заполнять какую-то емкость, искать какую-то форму для размещения себя… Задача нашего курса - родить свободное творческое существо, не привязанное ни к какой форме, - существо, которое, если ему это нужно, легко выбирает себе форму существования в любом мире, в любом пространстве, в любом времени…
Давайте потренируемся в этом плане.
Кукла - мое бывшее "я", отделенное от меня, Хозяина, китайской стеной. Сейчас я продемонстрирую это всему миру. Надев на руку одну своих "перчаток", пройдусь, проскачу, покувыркаюсь, провозглашая многократно: "Он - Петр Бурлан!.. Она - Петра Бурлан!.." Тем самым я соскребу с себя остатки кукольных черточек, еще более выявляя свою хозяйскую универсальность. Финал: объявление себя Хозяином, пропечатка нового хозяйского имени, найденного только что… То есть это еще один способ обнаружения в себе Хозяина - так сказать, "от обратного".
(Бурлан исполняет сказанное.)
Теперь то же проделаете вы...
(Работает группа.)
Пойдем дальше.
Китайскую стену желательно постоянно наращивать, увеличивая дистанцию между Хозяином и его тарой. С этой целью покажем самим себе, насколько мы не привязаны к собственной персоне. Надо бы причесаться… А вот и расческа - кукла бурлановская… Может, подмести пол? Веник у нас имеется - та же куколка… Говорите, гвоздик надо забить? Прекрасно, вот молоток!
(Бурлан демонстрирует работу с куклой как предметами повседневного обихода.)
Конечно, все делаем понарошку, играючи. И, тем не менее, эффект - фантастический: используя куклу - синоним личности нашей - как предмет заурядного быта, снимаем на добрых 90% дутое самоуважение, самовлюбленность, самозначимость. Вы поняли, друзья? Ну-ка, возьмите свои куколки, примените их в качестве… Впрочем, подсказывать не стану, сами найдете…
(Слушатели показывают работу с куклами как предметами обихода.)
Чувствуете, как с плеч сбрасывается стопудовый груз? То ли еще будет, когда мы сыграем в Симорон-бол. Смотрите: я бросаю куклу, как мячик, вверх и, пока она находится в полете, провозглашаю: "Он - Петр!.. Она - Петра!.." Ловлю - и снова запускаю… А в итоге - "Я Хозяин…" и т.д.
(Бурлан демонстрирует Симорон-бол.)
Попробуйте и вы. Отделяйте от себя куклу - качественно, вдохновенно, так, чтобы в то время, пока она находится вне вас, мы видели здесь действительно Хозяина. Подбрасывайте ее так, будто отрываете от себя лягушачью шкурку, как Василиса Прекрасная, почувствуйте всем существом своим это разъединение…
(Группа играет в Симорон-бол.)
Я вот смотрю, что происходит с некоторыми из вас, когда кукла находится в воздухе: на вашем лице - ожидание ее прилета, озабоченность тем, вернется ли "родное существо" на
родную Землю. Разве Хозяин может быть озабочен оболочкой, ее возвращением? Попробуйте-ка еще разок…
(Повтор Симорон-бола.)
Это - другое дело!
А теперь - "проблемный" Симорон-бол. Запускаем в небеса куклу и высказываем в 3-ем лице ее проблему, отделяясь тем самым и от куклы, и от ее бед. Разумеется, времени особого на разглагольствования сейчас у нас нет: всю ситуацию нужно выговорить, пока "летательный аппарат" не приземлился обратно в руки. Приходится выбирать в этой ситуации самое главное, существенное - то, что текстуально уложится в один полет. Повторяется процедура столько раз, сколько необходимо, чтобы возникло ощущение исчерпанности данной темы, хозяйское ощущение... И, конечно же, возрождение Хозяина и в данном случае знаменуется пропечаткой его имени.
Допустим, у моей куклы болит зуб. Можно было бы много рассказывать о ее мытарствах, о том, как личность пытается выбраться из них… Но я ограничусь лаконичным сообщением. Подбрасываю страдалицу - и: "У нее болит зуб! У нее болит зуб!.." Представьте себе, если бы у Петра действительно была эта трагедия, она завершилась бы в считанные минуты: у Хозяина, заменившего в результате игры куклу, зубы (да и вообще что бы то ни было) болеть не могут!
(Слушатели играют в проблемный Симорон-бол.)
Ну, как? Не правда ли, освобождение от проблемы здесь происходит быстрее, мы не успеваем остановиться, задуматься, не отвлекаемся, идем до конца... При этом имеет значение комфортный для нас темпоритм подбрасываний. Если мы делаем их беспорядочно, суетливо, - просто устанем и добавим себе кукольных проблем. Играем легко, без натуги, спокойно...
И, наконец, "Супер-Симорон-бол". Бросаю свою куклу кому-то из вас и - тут же ловлю вашу, брошенную синхронно мне. После обмена куклами - секунда паузы, и все повторяется опять… Обратите внимание: некоторое время вы, возможно, будете следить за судьбой своей куклы, как бы заботясь, чтобы с нею - то есть с личностью вашей - ничего не стряслось. Но рано или поздно наступит момент, когда вам будет все равно, в ваших ли руках родное детище или в моих: вы полностью утратите ощущение привязанности к своей особе. И что бы там, "за бортом" с куклой ни случилось - помнут ли ее, порвут, уничтожат, - это никак не отразится на вас, на Хозяине. Ведь при желании вы можете сделать 10, 100, 1000 подобных или других оболочек… Поиграем? Разбейтесь на пары и - вперед! Только азартно, спортивно, весело!..
(Пары играют в Супер-Симорон-бол.)
Теперь все станьте в круг и - бросайте друг другу куклы!
(Коллективный С-С-бол.)
.
Это великолепный тренаж хозяйской неуязвимости, раскованности, свободы. По завершении "Симорон-бола", сняв с себя куклу (свою или чужую - какая окажется в эту минуту при вас), уверенно провозгласите: "Я Хозяин такой-то...", - подтверждая это заявление соответствующей атрибутикой, музыкальным аккомпанементом, пляской, прыжками, свистом …
____________________________________
Домашние задания.
- По мере возникновения актуальных личностных проблем инсценируйте их в своем "театре одной куклы". Сюжет проигрывайте подробно, в третьем лице, наращивая хозяйское ощущение и, соответственно, ощущение реальной исчерпанности проблемы. По возможности задействуйте зрительскую аудиторию: родственников, друзей.
- Упражнение по разделению Хозяина и куклы: в образе и манере Хозяина демонстрируйте куклу на руке, скандируя ее мирское имя.
- Снятие личностной самозначимости: играючи, используйте куклу как атрибут повседневного быта.
- "Симорон-бол": бросая куклу вверх, называйте ее имя.
- "Проблемный Симорон-бол": при подбрасывании куклы высказывайте лаконично ее проблему. Повторяйте акцию до ощущения исчерпанности. В финале провозгласите свое хозяйское имя. Воспроизводя те или иные текстовые элементы, движения, следите за комфортным темпом и ритмом.
- "Супер-Симорон-бол": перебрасывайтесь куклами с партнерами, вырабатывая ощущени непривязанности к своей личности.
No comments:
Post a Comment